Главная / Новости

Mail.ru group и фонд «Выход» обсудили помощь детям с аутизмом

6 апреля в московском офисе компании Mail.ru Group состоялось обсуждение образовательных возможностей для детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС).
 
Авдотья Смирнова, президент фонда «Выход», рассказала об общемировой статистике, посвященной РАС. По данным Всемирной Организации Здравоохранения 1% детей рождается с особенностями. Нетрудно посчитать, что в России их 340 000, но диагноз стоит только у 9 000 детей. Это означает, что у остальных отклонения либо не выявлены, либо стоит неверный диагноз. 
 
В России не отлажена система ранней идентификации детей с РАС. Для большинства преподавателей и воспитателей это просто нелюдимые, замкнутые дети, у которых есть поведенческие проблемы. Чаще всего таких отправляют в школы для слабоумных – просто потому, что учится в общеобразовательных они не могут, а это значит, что таланты и особенности таких детей уходят в никуда. 
 
Государство – «тугая машина, но заставить ее работать можно», по выражению президента фонда. А дальше есть еще одна проблема – отсутствие преподавателей, которые знают, как преподавать информатику и компьютерную грамотность детям-аутистам. Здесь государство бессильно, бессильны и общественные организации – потому что они не эксперты. «Для нас это означает, что мы должны прийти к вам - к бизнесу, потому что только вы можете вырастить тех, кто сможет их обучать».
 
Аутизм – это особенность развития, которая не имеет ни возрастных, ни этнических, не социальных и не религиозных границ. «Я вам ручаюсь, что в вашей компании есть родители детей с аутизмом, я скажу вам больше – в вашей компании есть будущие родители детей с аутизмом, а если учитывать ежегодный прирост популяции в 13%, то существенная часть сотрудников - это будущие бабушки и дедушки детей с аутизмом».
 
Знак фонда «Выход» - синий плюшевый медведь Петруша, названий так в честь Петра Гринева, персонажа «Капитанской дочки» символизирует то, что человека с РАС невозможно визуально отличить от нормотипичного человека. «Я глубоко убеждена, что если сделать огромную групповую фотографию Mail.ru, то на этой фото будут люди с аутизмом, которых нельзя отличить, и мало того – про которых вы не знаете, что у них аутизм. Это медведя можно выделить синим, а человека с аутизмом выделить синим нельзя» - подытожила Авдотья. 
 
Руководитель социальных проектов Mail.ru Александра Бабкина выступила перед собравшимися экспертами, сотрудниками и журналистами от лица компании, при этом особо подчеркнув важность темы образования ребят с аутизмом. Уже больше года эта IT-компания оказывает персональную тьютерскую поддержку в Московском технологическом колледже №21 – 2 сотрудника на добровольных началах преподают ребятам основы программирования. «Мне кажется важным, чтобы IT-компании вообще и крупный бизнес (но и средний тоже) подумал о том, как мы можем дать вместе образовательные возможности для трудоустройства этим ребятам, и как их таланты, их особенности могут стать плюсом и для них самих и для нас, людей, которые работают в этой сфере». 
 
У многих с людей с РАС и ярко выраженными невербально-интеллектуальными способностями есть те особенности, которые важны для работы в IT-сфере. «То есть, как мы говорим, они совпадают с профессионально важными качествами» - отметила Ольга Волкова, руководитель центра социальной адаптации и профессиональной переподготовки, заместитель директора Технологического колледжа №21. Педантичность, устойчивость к рутинной однообразной деятельности предполагает неспособность сделать ошибку при наборе текста, любого текста, даже незнакомого, например, на каком-то другом языке – все это дает возможность людям «спектра»  развиваться, получать дополнительные знания и претендовать на трудоустройства по итогам обучения. 
 
Перед собравшимися выступили Андрей Иванов и Алексей Халайджи – волонтеры Mail.ru Group, которые продолжают работать с группой людей с РАС. Они рассказали о том, как проходили психологическую подготовку, как составлялась и корректировалась программа, и как важно индивидуально подходить к каждому учащемуся. Всего их в группе 5, и каждому требуются разные дозы преподавательского внимания. Студентам нужно показывать сразу финальный результат – конкретное задание, этапы работы над которым они разрабатывают самостоятельно, развивая свое понятийный аппарат и абстрактное мышление. Кстати, сайт прошедшего форума был разработан ребята из группы совместно – каждый выполнял свой блок работы, и сделал это весьма успешно. 
 
В качестве эксперта на встречу был приглашен Алексей Малеев, член ученого совета факультета инноваций и высоких технологий МФТИ. Он подтвердил, что в национальной сборной по математике и физике, которую институт тренирует, есть люди с недиагностированными расстройствами аутистического спектра: «Наша задача – сделать их жизнь комфортнее, чтобы и карьера, и социальная жизнь их развивалась – неважно, будет у них официальный диагноз, или нет. Главное - чтобы они чувствовали себя в обществе комфортно. Алексей упомянул, что ни один проект в современном мире не производится в одиночку, и что руководство института старается вводить все больше практик проектно-ориентированной работы. 
 
Президент фонда «Выход в Белгороде» Наталья Злобина рассказала о мальчике Володе, который мечтал поступить в БелГУ, но опасался стресса, нагрузок и экзаменов. Его результаты ЕГЭ впечатляют – при 50 проходных баллов по русскому языку он набрал 89, при должных 40 по профильной математике он набрал 84, а по физике – 65, при минимуме в 40. Ректор БелГУ, узнав о результатах мальчика, сказал что «мы его берем в любом случае».
 
Компания Mail.ru Group заинтересована в развитии образования для людей с РАС – просто потому, что их способности крайне необходимы для IT-специализации. В будущем, когда популяция людей с подобным расстройством вырастет, у общества должна быть отлаженная программа по работе с ними – и бизнес делает для этого очень много. Сотрудники Mail.ru надеются, что такую схему деятельность можно будет масштабировать и предложить другим социально ответственным IT-компаниям. 
 
В процессе обсуждения эксперты единодушно пришли к выводу о том, что необходимо объединять усилия против оптимизации образования и делать все, чтобы обучение не только людей с аутизмом и РАС стало более индивидуализированным, но и обычных школьников и студентов тоже. Персональная оценка способностей каждого человека – ключ к его развитию и непрерывном прогрессу, что важно и для него самого, и для общества в целом. 
 
Алина Мельникова, студентка ИГУМО
 

09 апреля 2018

© 1998-2018

“Бизнес и общество”

Разработка сайта

«Яркие решения»

Яндекс.Метрика