Главная / Галерея / Презентации

Корпоративное волонтерство как инновация и управление переменами

Татьяна Бачинская, руководитель АНО «Сопричастность» и главный редактор журнала «Бизнес и общество», представила предварительные результаты ещё одного исследования о состоянии корпоративного волонтерства в России, которое проводил Центр развития филантропии «Сопричастность». Исследование проводилось в 5 регионах страны, включая Москву, и выявило некоторые актуальные проблемы, среди которых – расхождения в определении корпоративного волонтерства, различия в региональном развитии, неготовность компаний и НКО к плодотворному сотрудничеству, неразвитость или неэффективное использование некоторых форм волонтерской помощи, недостаток профессионализма НКО. Исследование также показало, что во всех регионах органы власти не способствуют повышению престижа корпоративного волонтерства и  практически не принимают участия в его развитии.



Руководитель группы развития и консультирования CAF Россия Марина МУХИНА отметила важность системообразующего фактора, благодаря которому хорошие волонтерские программы складываются из уже имеющихся инициатив и специфики деятельности компании. Этот элемент призван упорядочить и систематизировать волонтерскую активность в рамках компании и дать возможность эффективно координировать деятельность корпоративных волонтеров. В качестве такого элемента г-жа Мухина предложила программу online-пожертвований, которая более 25 лет пользуется успехом в Америке и Европе. Выступающая назвала эту форму КВ одним из мировых трендов, который завоевывает популярность и в России. Стартовавшая 9 лет назад в CAF Россия программа добровольных частных пожертвований стала популярной: объем частных пожертвований сотрудников компаний увеличился более чем в 18 раз и достиг 15 млн. рублей в год.



О внутренних и внешних проблемах, с которыми сталкиваются заинтересованные стороны, вовлеченные в корпоративное волонтерство, рассказала Анастасия НЕФЕДОВА, менеджер по коммуникациям компании Procter&Gamble. К стейкхолдерам она отнесла компании, чьи сотрудники выступают в роли добровольцев, благотворительные и общественные организации - партнеры и посредники, и конечные благополучатели (в процесс также вовлечены представители местных сообществ, чиновники, пресса). На этапе запуска компаниям приходится решать: какую выбрать модель, какие направления помощи и благополучателей, как найти профессиональных партнеров из числа НКО, как выбрать получателей помощи. Но и на этапе реализации программы трудностей не меньше: как перейти от разовых акций к долгосрочным проектам, как обеспечить участие высшего руководства в программах КВ, как поддерживать постоянный интерес сотрудников и привлекать новых участников, как оценивать эффективность и результативность этих программ. Например, сотрудник - потенциальный волонтер может спросить, зачем ему это нужно? Поэтому важно, чтобы ожидания всех заинтересованных сторон полностью совпадали. НКО также сталкиваются с определенными трудностями. В частности, при запуске программы КВ бизнес охотно привлекает НКО, а впоследствии отказывается от их услуг. Другой аспект – это когда бизнес активно работает по целевым разовым акциям и неохотно дает деньги на долгосрочные проекты и проекты, направленные на развитие НКО и благотворительности в целом.



Менеджер по КСО компании КПМГ Юлия БОГДАНОВА считает, что наиболее эффективное корпоративное волонтерство связано с объединением ресурсов и усилий компании с профильными НКО для выполнения конкретных задач, направленных на решение определенной социальной проблемы в нашем обществе. Поэтому все решения по формату корпоративного волонтерства принимаются с учетом конечной цели и потребностей благополучателей. Выступающая подчеркнула, что корпоративное волонтерство никогда не может заменить финансовую поддержку основной деятельности НКО. Отношения с НКО в этой связи должны быть партнерскими, открытыми и прозрачными. Успешное корпоративное волонтерство всегда требует значительных усилий с обеих сторон. И у бизнеса и у НКО есть взаимный интерес для развития этой деятельности в России, и от обеих сторон зависит, насколько качественным оно будет. Объединяющей платформой могут стать общие ценности, взаимное доверие, развитие экспертизы, повышение осведомленности о социальной проблематике и лучших практиках. Г-жа Богданова отметила, что Россия находится на начальном этапе этого общественного движения, поэтому у нас еще будет много как потрясающих открытий, так и досадных ошибок. Это естественный этап развития, поэтому важно не бояться, пробовать разные формы и делиться опытом.



Татьяна ЗАДИРАКО, исполнительный директор БФ «Дорога вместе», считает, что универсальной, единой для всех заинтересованных сторон оценки качественной эффективности программ по корпоративному волонтерству не существует. Причем такова ситуация не только в России, но и во всем мире. Именно поэтому каждый участник использует набор количественных метрик при оценке эффективности, который, например, может включать в себя число сотрудников компании, принявших участие в акции, количество человеко-часов, и человек, которым была оказана помощь (включая отсроченный результат), степень удовлетворенности самой НКО от волонтерской акции. По мнению выступающей, в первую очередь в оценке эффективности волонтерских проектов заинтересован, конечно, бизнес (в силу своей природы), во вторую очередь – НКО-посредники, которые помогают компаниям в организации корпоративных волонтерских мероприятий.



Главный эксперт отдела внешних и внутренних коммуникаций ЮниКредит Банка Светлана ТИХОНОВА поделилась технологиями продвижения идеи волонтерства внутри компании. Она подчеркнула, что в ЮниКредит Банке участие сотрудников в акциях добровольное. «Обязаловка» может дискредитировать саму идею волонтерства. Выступающая отметила 3 фактора, наиболее мотивирующие людей: свобода действий, вклад в важное дело и мастерство. Дополнительными мотивами тут могут быть получение опыта и бонусов, социализация, статус. Но существуют и барьеры на пути привлечения волонтеров: тема может быть не близкой для сотрудников, отсутствие времени, страх перед горем или болезнью, отсутствие истории участия в подобных акциях в семье, недоверие к организаторам, непрестижность деятельности волонтера, недостаток информации, отрицательный опыт волонтерства в прошлом, организационные сложности. Для того чтобы их снять, нужно заниматься продвижением добровольчества через организацию акции и их рекламу. Выступающая отметила, насколько важно учитывать пожелания сотрудников проявить себя, комбинировать различные формы и направления волонтерства, создавать пул надежных партнеров, четко формулировать цель акции, поощрять сотрудников, давать им возможность подключать к участию семью или друзей. Г-жа Тихонова обратила внимание на соблюдение грани между самостоятельностью волонтеров и грамотной организацией события.



О необходимости информирования общества о корпоративном волонтерстве рассказала старший специалист отдела социальных программ и специальных проектов авиакомпании «Трансаэро» Наталья СОЛОВЬЕВА. Она отметила значимость этой деятельности как для глубокой мотивации сотрудников компании, так и для HR-бренда, привлекающего в компанию ценные кадры с высокой системой ценностей. По мнению г-жи Соловьевой, самая важная задача при этом – популяризация корпоративного волонтерства и культуры социальной ответственности в обществе. Среди проблем выступающая назвала низкую заинтересованность СМИ, которая частично связана и с неизобретательностью компаний, порой ограничивающихся банальными информационными поводами и скучными релизами. СМИ скептически относится к такому подходу, так как эти новости не «продаются», так как в большинстве благотворительных акций их аудитория видит рекламу и пиар.  Общество так же не интегрировано в процесс, не становится участником, а это снижает уровень доверия.


 

25 декабря 2012

© 1998-2018

“Бизнес и общество”

Разработка сайта

«Яркие решения»

Яндекс.Метрика