Популяризация корпоративных социальных инициатив в обществе: роль и значимость ресурсного центра «Бизнес и Общество»

В конце января в Общественной палате РФ состоялся семинар-презентация нового ресурсного информационно-просветительского Центра по корпоративной социальной ответственности (КСО) и социальному партнерству (СП) «Бизнес и Общество».

Председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО ОП РФ, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова подчеркнула значимость укрепления социального партнерства между гражданским обществом, государственными и коммерческими структурами и сделала акцент на налаживании контактов с масс-медиа как с главным средством популяризации социальных инициатив в обществе.
Она напомнила об отдельной комиссии ‒ по развитию благотворительности и социальной ответственности, которую возглавляет Александр Ткаченко, который «сегодня хотел быть с нами и просил от его имени всех поприветствовать. Эта комиссия тоже с удовольствием готова участвовать в новой деятельности или в усовершенствованной старой».

Елена предложила воспринимать Общественную палату как поддерживающую структуру для компаний, стремящихся быть социально ответственными, и для обеспечения их взаимодействия с органами власти и некоммерческими организациями.
Выступающая упомянула АСИ, которому в этом году исполняется 25 лет: «Агентство является одновременно еще и специализированным СМИ по теме НКО, благотворительности, волонтерства и в том числе социальной ответственности. В целом, информации о социальных инициативах и НКО стало намного больше, но вопрос заключается в том, чтобы она была интересна зрителям, читателям, слушателям. Над этим мы постоянно работаем».

Елена Тополева обратила внимание на актуальность темы: «Мы рады предоставить возможность собраться по столь важному поводу, а именно по поводу открытия нового информационно-просветительского ресурса, посвященного социальному партнерству и КСО».

Автор инициативы, директор АНО «Центр развития филантропии «Сопричастность», главный редактор журнала «Бизнес и Общество» Татьяна Бачинская рассказала о новом формате портала, который поможет найти полезную информацию по теме КСО и СП. Говоря о необходимости запуска нового ресурса, она пояснила: «Существует несколько причин. Первая, общество по-прежнему относится к коммерческих структурам с недоверием. Социальная ответственность как раз и является отличной возможностью повысить репутацию бизнес-сектора. Второе, вовлечь как можно большее компаний в решение социальных проблем. До сих пор, как это ни странно, в России не так много социально ответственного бизнеса. Третье, в этой области появилось много нового и интересного, включая технологии, о которых хочется рассказать, компаниям, НКО, власти, СМИ. Это помогло бы смягчить социальную напряженность в обществе и объединить людей вокруг новых ценностей и смыслов».

Четыре года назад «Бизнес и Общество» создал Школу журналистики, чтобы заинтересованным студентам открыть эту тему, а представителей НКО научить интересно рассказывать о ней.

Выступающая выразила надежду, что инновационный информационно-просветительский ресурсный Центр станет агрегатором, объединяющим главных «игроков», а также теорию и накопленный опыт в социальном партнерстве и КСО.

Сайт «Бизнес и Общество» создан более 20 лет назад. За это время в нем накопилось очень много полезной и уникальной информации, которую как на любом подобном громоздком ресурсе трудно отыскать. Тем не менее следующему выступающему ‒ Валентине Сазоновой, руководителю по связям с общественностью и СМИ БФ «Дорога к дому» компании «Северсталь ‒ все же удалось защитить кандидатскую диссертацию, используя ресурсы портала.

Она акцентировала внимание на том, что важно понимать и знать интересы, потребности друг друга, находить общий ответ на вопрос «Зачем?» Это позволит быть сильной командой внутри такого партнерства. «Именно с этой целью два года назад мною было принято решение поступить в магистратуру на кафедре социология управления, чтобы изучить теорию вопроса про социальное партнерство, инновации и КСО. Электронным ресурсом в диссертации стал портал «Бизнес и общество». В рубриках: журнал, новости, книги, исследования я нашла всю необходимую актуальную информацию. Портал сегодня является не только профессиональной площадкой представителей ответственного крупного бизнеса, но и в какой-то степени небольшой энциклопедией по теме партнерства, которое делает жизнь людей в нашей стране качественнее».
Валентина Сазонова, сделала акцент на неоценимом вкладе каждого участника социального партнерства: специалисты НКО глубоко знают социальную проблему и видят решения; бизнес помогает выстроить стратегию работы, управление процессом, оценить эффективность общей деятельности; заинтересованные СМИ помогают общественности понять причины многих ситуаций, раскрыть ценности, которые вдохновляют и ведут к желанию менять себя и мир.

Масс-медиа не охотно и зачастую не бесплатно пишут о КСО. Всегда были и есть качественные и ответственные СМИ, одним из которых является журнал «Русский репортер». Виталий Лейбин, его главный редактор, отметил, что в издании нет запрета на упоминание названия компании, а о проекте «Дорога к дому», который представила Валентина Сазонова, журнал писал еще 10 лет назад.

Выступающий рассказал о взаимодействии «Русского репортера» с социально ответственными компаниями, некоммерческими организациями, о спецпроектах, партнерских материалах и перспективах продвижения темы КСО. Он отметил, что реклама уходит из печатных СМИ и издание давно себя не окупает. «Зарабатывать пытаемся на другом ‒ социальных и образовательных проектах, фандрайзинге и грантовой системе. Один из наших грантов ‒ на поддержку гражданского общества. В каждом номере публикуем по два больших социальных репортажа или очерка. Мы всегда готовы сделать подобный материал, но понимаем, что для этого также нужны люди, которые работают волонтерами в СМИ. Поэтому были организованы образовательные проекты журнала «Русский репортер», в том числе, и в регионах. Одним из них является конкурс журналистских работ о социально ответственных людях «Я ‒ созидатель», в котором могу принять участие все желающие.

Роман Карманов, заместитель генерального директора ИД «Комсомольская правда», рассказал о мультимедийном проекте «Доброволец», который реализуется практически на всех площадках издательского дома: радиостанции КП, сайте издания и в газете. Проект бесплатно публикует реальные истории, собранные волонтерами всей страны, затрагивающие социальные проблемы общества.

Заявить о себе и своем проекте на всю Россию может каждая социально ориентированная некоммерческая организация, благодаря разделу на сайте kp.ru. Кроме того, каждую субботу на радио КП в программе «Доброволец» ведущие Роман Карманов и Вадим Ковалев рассказывают о форматах работы некоммерческого сектора, о социальных проектах, в которых принимает участие бизнес, о развитии корпоративного волонтерства. Основная проблема, с которой столкнулся «Доброволец», ‒ невозможность сбора всей информации от НКО ввиду отсутствия времени на эту деятельность у обеих сторон. Чтобы преодолеть ее, «Комсомолка» в партнерстве с некоммерческими организациями создала проект «Открытые НКО» (https://www.dobro.live/), миссия которого помочь третьему сектору писать о своей деятельности правильно и интересно. Открытые НКО ‒ это онлайн-платформа, выступающая посредником между НКО и СМИ, помогая и тем, и другим. Кроме того «Комсомольская правда» с 2018 года активно занимается образовательными проектами, развивая в стране направление медиаволонтерства.

В заключении Роман выразил надежду на то, что «получится поток подготовленной информации, который поступит нашим коллегам в другие средства массовой информации. Они уже будут сразу понимать, о чем речь. Наш сервис облегчит работу и НКО, и СМИ».

Первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев обозначил векторы развития КСО: «Ответственность и гуманитарная роль компаний является трендом, и это остается одной из немногих тем, которые бизнес с удовольствием комментирует. Абсолютно точно, что эта тенденция будет нарастать. Второй момент ‒ появляется больше информации о действии компаний в социуме. Более 90% крупнейших мировых компаний выкладывают свою нефинасовую отчетность. Эти изменения становятся конкурентным преимуществом и поводом для инвестиций. В России это только начинается, но тренд уже заметен. Еще одна тенденция ‒ все большее вовлечение топ-менеджмента в информационную повестку компаний. В то же время сотрудники задают вопросы: «А что мы делаем полезного для общества?» Для молодежи это абсолютно адекватный вопрос. Компании должны отвечать на него, общаясь с современным поколением через социальные сети. И чем больше появится информации о социальных инициативах, чем интереснее она будет, тем больше привлечет волонтеров, больше компаний будут вовлекаться в социально ответственные проекты».

Ирина Жукова, директор по устойчивому развитию и корпоративным программам «Филип Моррис Интернэшнл» подтвердила тезис Татьяны Бачинской о не самом благоприятном отношении общества к бизнесу. Она отметила, что на это отношение влияют и образы «бизнесменов из сериалов», и нежелание СМИ рассказывать о КСО. Возможность общества знать об ответственных компаниях точно способствовала бы возникновению и установлению доверия и, хорошо, если бы власть это поддержала.
Работа «Филип Моррис Интернэшнл» в таких социальных направлениях как образование, улучшение качества жизни нуждающихся, развитие потенциала женщин во многом успешна благодаря сотрудничеству с НКО. «Взаимодействие с некоммерческим сектором для нас является ключевым», - утверждает Ирина Жукова, - в последние годы некоммерческий сектор существенно вырос за счет привлечения профессионалов из бизнеса».

Важно возникновение доверия между обществом, бизнесом и властью. «Чтобы эта дискуссия была поддержана на высоком уровне, нужна, в первую очередь, политическая воля», - подчеркнула выступающая.

Еще один представитель бизнес-сообщества Наталья Щеняева, руководитель управления по внешним коммуникациям компании «Нестле» в регионе Россия-Евразия, отметила, что поиск точек пересечения между целями СМИ и компании является ключевым фактором в продвижении социальных инициатив, а повышение качества жизни ‒ долгосрочной целью компании. «Вся деятельность «Нестле» зиждется на принципе создания общих ценностей. Мы твердо убеждены и верим, что бизнес может быть успешен, если приносит ценность не только своим акционерам, но и другим стейкхолдерам, включая сотрудников и общество в целом. Эти ценности остаются неизменными уже на протяжении более 150 лет».

Наталья Щеняева назвала 3 приоритетных блока социальных направлений: то, что компания делает для человека; то, что делает для развития и поддержания местных сообществ и общества в целом; и то, что касается планеты, включая минимизацию воздействия бизнеса на окружающую среду.

Отвечая на вопрос как повысить эффективность коммуникаций между бизнесом, обществом и СМИ выступающая подчеркнула важность работы в партнерствах. В качестве примера она представила прошедший в прошлом году форум «Создавая общие ценности» в области экологической устойчивости, который организован совместно с Общественной палатой РФ. Он привлек более 170 экспертов из разных сфер. Среди пиар-инструментов были анонс форума с участием экспертов, пресс-брифинги, интервью, online-трансляция на digital-площадках. В результате вышло несколько десятков публикаций, вовлечены известные ресурсы, экологический пресс-центр, благодаря чему охват был достаточно большой.

Ирина Рак, PR-директор БФ «Система», созданного компанией АФК «Система» в 2004 г., рассказала, что сначала фонд оказывал поддержку всем, в большей степени адресную. Спустя некоторое время появились три стратегических направления: «Лифт в будущее», «Культура искусства» и «Социальная среда и волонтерство».

В 2017 году фонд изменил стратегию, сосредоточившись на разработке эффективных форматов интеграции технологий, просвещении и образовании в интересах устойчивого развития общества и страны. И уже в мае 2018 года запустил новую программу «Лифт в будущее», направленную на поиск и решение социальных проблем с помощью технологий. В нее входят исследовательская инициатива «Одиссея», образовательная программа по подготовке нового поколения микроэлектронщиков и просветительские проекты, в частности, проект по перезагрузке научной фантастики «Будущее время» и «Книжная коллекция».

Ирина также рассказала о запуске всероссийской акции «Культурный выходной», в рамках которой фонд открывает для свободного посещения двери лучших музеев страны.

На примере инициативы «Одиссея» выступающая поделилась секретами продвижения. Проект направлен на объединение благотворительного и технологического сообществ и представляет собой технологический конкурс. Тема первого года - поиск человека в природной среде. О старте проекта в июле 2018 года написало федеральное издание РБК. Публикация имела вирусный эффект: в течение первых двух дней около 130 СМИ подхватили тему и анонсировали конкурс. В течение последующих трех месяцев о проекте активно писали федеральные и региональные СМИ, блогеры, к проекту присоединялись крупные партнеры.

Советник генерального директора Фонда президентских грантов Игорь Соболев, отреагировал на прозвучавшие выступления, отметив: «Если искренность и доверие создают условия, чтобы люди и организации поверили друг другу и вступили в партнерский проект, то грамотный менеджмент и профессионализм участников создают условия для успеха этого партнерства. Ответственность проявляется не только в инициативных добрых делах, но и в исполнении своих прямых обязанностей правильным образом». Игорь Соболев подчеркнул важность формирования межсекторных и межвластных партнерств, включая четвертую власть ‒ средства массовой информации. Он сообщил о создании информационно-технологического ресурса Фонда президентских грантов «Созидатели».

Советник генерального директора высказал мнение о значимости корпоративной социальной ответственности и о сотрудничестве НКО с бизнесом: «Третьему сектору нужно привлекать все возможные источники и ресурсы, включая интеллектуальное волонтерство и поддержку от бизнеса на условиях про боно, чтобы создавать грамотные управленческие стратегии и успешно реализовывать их, но магистральный путь заключается в самостоятельном освоении компетенций. И качественный менеджмент, и профессионализм в предметной области решения социальной проблемы – одинаково важные моменты».

Подводя итоги мероприятия, Татьяна Бачинская предложила участникам выступить с инициативой проведения Года корпоративной социальной ответственности и в дальнейшем активно использовать площадку Общественной палаты РФ для популяризации этой темы. Елена Тополева поддержала инициативу вывести тему на другой уровень через Общественную палату, чтобы обсуждать, формировать предложения, способствующие развитию корпоративной ответственности и социального партнерства.

Организаторы: Центр развития филантропии «Сопричастность» и «Бизнес и Общество».
Соорганизатор: Общественная палата РФ.
Партнер: компания «Нестле».
Информационная поддержка: Агентство социальной информации, журнал «Филантроп», Ассоциация менеджеров.

Семинар организован с использованием средств гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Оригинал.

15 февраля 2019, Ассоциация менеджеров

© 1998-2019

“Бизнес и общество”

Разработка сайта

«Яркие решения»

Яндекс.Метрика