Социальное партнерство в России: лучшие кейсы

Опубликовано исследование «Социальное партнерство в России. Сборник лучших практик». Сборник издан АНО «Центр развития филантропии «Сопричастность» и журналом «Бизнес и Общество» при поддержке компаний ОМК и «Cеверсталь». В сборнике представлены данные исследования консорциума «Бизнес и общество» за последний год, приведены материалы по результатам всероссийского исследования и конференции.
 
Кто это сделал, что это такое?
 
В некоммерческий консорциум «Бизнес и общество» входят Центр развития филантропии «Сопричастность», Клуб корпоративных филантропов, портал и журнал «Бизнес и общество». Центр и журнал «Бизнес и общество» давно занимаются изучением этого сравнительно нового для России направления, что позволило использовать в исследовании обширную базу квалифицированных экспертов из бизнеса, власти, гражданского общества и СМИ как в Москве, так и в регионах.
 
В обработке данных применялось сочетание традиционных качественных методов анализа, полученных из глубинных интервью (120 экспертов) и фокус-групп (62 эксперта). География проекта 
 
Участники исследования и конференции по его итогам разработали предложения о возможных формах взаимодействия власти, СМИ, бизнеса и НКО. Взаимодействия для обеспечения стабильности, гармонизации общественных отношений и для улучшения ориентации граждан в вопросах и темах социального развития. В исследовании собраны около 50 кейсов социального партнерства в России, участников проектов просили рассказать о сложностях, с которыми они сталкивались. Среди представленных кейсов можно найти системные, масштабные примеры, и первые опыты организаций в этом направлении.
 
Что мы об этом думаем
 
«Филантроп» отличается своей въедливостью и критицизмом, а об этом большом труде много можно сказать критического. Хотя бы потому, что он – действительно большой. Но сейчас мы будем говорить о том, что считаем интересным и важным, а критику изложим потом, при личных встречах, за рюмкой кофе и кружкой шампанского.
 
Первый момент, который мы считаем интересным:
 
В исследовании выявлены и сопоставлены точки зрения на социальное партнерство власти, бизнеса и НКО. Они, разумеется, различны и весь спектр мнений представлен в материалах исследования, которые в полном виде мы привести не можем. Несколько огрубляя, можно сказать так:
 
Власть часто понимает социальное партнерство просто как трудовые взаимоотношения или как работу с общественниками, а НКО – как способ реализации своих гражданских инициатив. Что же касается бизнеса, он готов к социальному партнерству с НКО в каких-то социальных проектах и бескорыстно, но охотнее рассматривает это как фрагмент КСО.
 
«Социальное партнерство» понимается многими по сути как профсоюзная деятельность или ее замена,  как то, что имеет дело в первую очередь с отношениями работодателя и работника, а также – с отношениями населения и органов власти. Кроме того, любопытно, что некоторые бизнесмены считают «социальным партнерством» «предоставление качественных товаров и услуг по оптимальным ценам, то есть – просто обычный, пусть и добросовестный, бизнес», — говорится в исследовании.
 
Мы, конечно, могли и раньше об этом догадываться, но исследование установило этот медицинский факт клинически.
 
Авторы исследования отмечают: «Необходимо отходить от понимания системы социального партнерства в России преимущественно через призму взаимоотношений „работодатель-работник“. Социальное партнерство − понятие более емкое, включающее другие социальные инструменты».
 
Отметим, что в истории благотворительности и филантропии сведение социального партнерства к отношениям работодателей и власти с работниками называлось «трэйдюнионизм», а людям, жившим в СССР это, к тому же, живо напоминает незабвенные профкомы, месткомы, домкомы и спорткомы.
 
Согласия в терминах нет и в своем кругу
 
Исследователи отмечают: единства в понимании и применении термина «социальное партнерство» нет и у представителей некоммерческого сектора. Это тоже весьма важный вывод.
 
Одни из НКОшников считают, что термин «социальное партнерство» пока не разработан и окончательно не понятен всем сторонам, редко используется в ежедневной работе. Чаще применяют более простые и однозначно трактуемые термины: фандрайзинг, донорство, и т.д.
 
Другие используют этот термин, как правило, в диалоге с властью и с бизнесом для того, чтобы объяснить им, что на данном этапе развития некоммерческий сектор уже готов выступать партнером в проектах. Сейчас представление о третьем секторе как об иждивенцах уходит в историю, партнерство и общение осуществляются на равных. В новой стилистике коммуникации с властью термин «социальное партнерство» используется, как правило, если необходимо подчеркнуть, что некоммерческий сектор готов выступать партнером в решении общих проблем.
 
Многие эксперты согласились с тем, что понятие социального партнерства, все же, чаще употребляется при написании публикаций и в официальной переписке, а между и внутри организаций он практически не в ходу. Его заменяют на другие термины: благотворительность, меценатство, некоммерческий проект, социальная деятельность, социальный проект, социально-культурная деятельность, социальные отношения.
 
 
Другие выводы и разделы исследования
 
Исследователи предлагают свое понимание «социального партнерства»: «под СП понимается межсекторное партнерство, которое существует между бизнесом, властью и НКО, для улучшения социально-экономической ситуации в городе, регионе».
 
Другими словами, социальное партнерство – это:
 
участие в общем деле нескольких организаций, физических и/или юридических лиц, связанных одной общей идеей при отсутствии фиксированных коммерческих интересов, направленное на решение социальных проблем, улучшение обстановки, изменение мира в целом;
взаимодействие заинтересованных сторон для достижения оптимальных социально значимых результатов, которые положительно сказываются на деятельности как бизнеса, так и власти и социума в целом;
готовность бизнес-структур и органов государственной власти сотрудничать с неправительственным сектором в реализации социальных инициатив;
система взаимоотношений, направленная на участие общества и его членов в процессах государственного, корпоративного и социального управления.
О будущем социального партнерства в исследовании говорится так:
 
«К сожалению, локальный подъем социального партнерства невозможен без серьезных изменений в экономической политике государства. Перспектива у социального партнерства появится только при институциональной поддержке НКО и создании условий для мотивирования бизнеса. СП через привлечение неправительственного сектора к выработке и принятию управленческих решений способствует созданию гармоничного общества».
 
Есть в исследовании и отдельный раздел рекомендаций. Их мы приводить не будем – все заинтересованные в этом смогут прочитать исследование самостоятельно.
 
Наше дело – привлечь к нему внимание и рассказать о том, что нас в нем заинтересовало :).
 
Отметим еще, что при всех различиях в понимании и позициях, в России уже существует определенный опыт «социального партнерства», что позволило привести в исследовании порядка 50 кейсов, которые, кстати, и сами по себе интересны.
 

04 февраля 2016, Филантроп

© 1998-2017

“Бизнес и общество”

Разработка сайта

«Яркие решения»

Яндекс.Метрика