Вдохновят ли «вдохновляющие» практики?

Во след прошедшей в Москве конференции «Бизнес – НКО – власть: тенденции и практики социального партнерства»
 
Отправной точкой обмена мнениями стал доклад исполнительного директора Центра развития филантропии «Сопричастность» Татьяны Бачинской о результатах проведенного Центром исследования межсекторного социального партнерства. Этим результатам можно доверять: в исследовании приняли участие 182 эксперта из сфер бизнеса, НКО, власти и образования из шести регионов (Москва, Санкт-Петербург, Пермский край, Нижегородская, Псковская и Самарская области).
Эксперты высказались о смысле и реальном «наполнении» самого термина «социальное партнерство», о степени востребованности обществом и государством взаимодействия секторов, о его проблемах и перспективах. Основные выводы исследования таковы.
 
В разных секторах – свое видение партнерства. «Это – предоставление нами качественных услуг за оптимальные цены», – считает бизнес. «Это – добровольный вклад бизнеса и НКО в развитие территорий, на которых они действуют», – полагает государство. «Это – взаимовыгодное и равноправное сотрудничество», – надеются в НКО.
 
Как следствие, бизнес не ищет или не может найти эффективного партнера среди устойчивых НКО; власть «самодостаточна»; большинство НКО не умеют/не могут донести до бизнеса и власти значимость своих проектов, убедить их в своей компетентности и в пользе совместной работы. Читать: все, кроме самих НКО, которым, конечно, сотрудничать нужнее, чем прочим, занимают четкую позицию «пассив» и, чего уж там, просто не заморочены реальным движением к «какому- то там» партнерству.
 
Роли каждого из участников партнерства должны быть равнозначны, иначе это уже не будет партнерством.
 
И главная роль у всех одна: поиск и согласование конкретных путей взаимодействия в целях реализации интересов всех групп граждан. Налицо же – недостаток осознанных общих подходов к проблеме. Читать: хорошо бы, чтобы все было иначе и непременно хорошо...
 
От государства, от власти в процессе партнерства востребована особая функция – выступать его медиатором, «регулировщиком».
 
Однако соответствующие инициативы чиновников, особенно на местах, пока в остром дефиците: они не осознают, что реальное партнерство минимизирует государственные затраты; превалирует прямое, подчас грубое, администрирование или элементарное равнодушие. Во власти нет ответственных, «по чину» заинтересованных этой проблемой структур. Зато есть межведомственная разобщенность при решении конкретных задач партнерства, коррупция. Как следствие всего этого – участие государства в налаживании социального партнерства крайне неэффективно. Читать: мы по-прежнему надеемся, что «вот приедет-таки барин…».
 
Практически отсутствует поддержка партнерства на ресурсном, а также на законодательном уровнях.
 
Нет, например, внятной, хотя бы краткой официальной декларации или концепции о КСО – корпоративной социальной ответственности. Читать: лежащие который год под сукном у депутатов разных уровней полезные предложения и даже законопроекты в этой сфере – а такие есть – все еще там же.
 
Бизнес, власть, НКО, а следом и СМИ не слышат друг друга. Читать: это уже крик души. Либо эпикриз/
 
Налицо недостаток элементарной информации о социальном партнерстве, его возможностях и позитивных примерах.
 
Необходимо восполнять этот дефицит, находить и обучать потенциальных участников процесса партнерства. Прежде всего – на примере лучших практик, привлекая к этой работе известных, уважаемых в обществе людей.
 
Следует отдать должное организаторам конференции (ими выступили информационно-аналитический журнал «Бизнес и общество» и уже названый Центр «Сопричастность»): они пошли вслед именно этой рекомендации своего же исследования, привлекли к участию в ней в качестве спикеров весьма авторитетных персон из всех трех профильных секторов: бизнеса, власти, НКО.
 
Чтобы не быть голословным, назову лишь некоторых докладчиков, чьи выступления на самой конференции и на завершившей ее пресс-конференции вызвали наибольший интерес аудитории и журналистов: от бизнеса – Ольга Миронова (АО «Объединенная металлургическая компания»), Андрей Бадер (компания «Нестле»), Светлана Ивченко (ОАО «ГМК «Норильский никель»), Мария Захарова (Группа компаний «Новард»), Марина Татарская (ЗАО «Ферреро Руссия»); от власти – представитель Минэкономразвития РФ; от НКО – Татьяна Бачинская (фонд «Сопричастность»), Татьяна Бурмистрова (Фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам»)...
 
Достаточно широким, или, как принято говорить у социологов, репрезентативным был и состав аудитории – участников мероприятия. Для кого, собственно, оно и проводилось.
 
Практики социального партнерства, о которых шел диалог на конференции, в программе мероприятия были обозначены – дословно – так: «вдохновляющие». Т.е., надо понимать, – подающие пример, вселяющие оптимизм, зовущие несомненно вперед.
 
Спасибо организаторам и спикерам: подали, вселили, позвали. Осталось: принять и пойти.
 
Пойдем ли?
 
ЮРИЙ ГОЛОВИН
 

02 сентября 2015, Мосблаго.ру

© 1998-2017

“Бизнес и общество”

Разработка сайта

«Яркие решения»

Яндекс.Метрика